Президент РФ подписал закон о профилактике нарушений

В то время как вся общественность обсуждала так называемый пакет законов «Яровой», Президентом РФ был подписан Федеральный закон «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации», который вызывает ряд вопросов.

Приступим к его изучению.

Как следует из закона под профилактикой понимается: «совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения».

При этом под антиобщественным поведением понимается: «не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц».

И тут напрашивается вопрос, а как поведение может быть антиобщественным, если за такое поведение не предусмотрена ни уголовная, ни даже административная ответственность.

Не менее интересным является вопрос субъектов, которые могут следить за «профилактикой правонарушений», к таковым относятся: федеральные органы исполнительной власти; органы прокуратуры РФ; следственные органа Следственного комитета Российской Федерации; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления, НО в законе также указано и то, что в профилактике правонарушений могут принимать лица на добровольных началах.

То есть теоретически, какой-нибудь гражданин, который трудится на основной работе, предположим, в качестве охранника в свободное время решил оказать содействие в профилактике правонарушений, и ему не понравилось, как вы себя ведете на улице, так как это не совпадает с его нормами морали и принципами, и вот вы уже вбиты в базу и стоите на профилактическом учете.

Оспорить постановку на профилактический учет, а с вами ведь такие субъекты еще имеют право проводить профилактические беседы, является весьма сложным, ведь юридически вы еще не нарушили не один закон.

Вы понимаете к чему был этот пример? А к тому, что базовым принципом юриспруденции как науки является правовая определенность. А тут правовая определенность вообще отсутствует, так как получается, что вы еще ничего не нарушили, но применять к вам меры в виде той же профилактической беседы уже имеют право.

А теперь подробнее о профилактическом учете. Под ним законодатель понимает: «сбор, регистрацию, хранение, обработку информации», при чем под сбором информации понимается все, что угодно, так как в законе нет ни слова о том, что и как могут собирать, а с учетом того, что поправки Яровой будут применяться с 2018 года, то любой оперативник будет иметь право направить запрос в любую социальную сеть и ему предоставят всю имеющуюся информацию о вас. Да, вы еще ничего не нарушили, но возможно вы намереваетесь совершить правонарушение, поэтому извольте стоять на профилактическом учете.

Интереснее стоит вопрос с обжалованием таких действий. Конституция РФ гарантирует каждому из нас право на судебную защиту, но вот закон предусматривает, что, если вас что-то не устраивает, обжалуйте действия вышестоящему должностному лицу, но не в суд.

Итог.

Закон о профилактическом учете вызывает массу вопросов, а именно непонятен субъектный состав лиц, которые могут вас поставить на учет; непонятно за что, к вам могут быть применены профилактические меры и почему должно отниматься ваше время, ведь вы ничего не нарушили, говорить о правовой определенности в данном случае вообще не приходится; непонятна возможность судебной защиты, как суды будут рассматривать подобные категории споров и будут ли.

Таким образом, вопросов остается больше, нежели ответов, ну а как закон будет работать покажет лишь практика.

Автор: Андреев Алекандр Валерьевич

Оставить комментарий